Маркетологи, таргетологи и PR-специалисты зачастую пользуются данными из систем аналитики Google Analytics и Яндекс.Метрика, которые также задействуют в своей работе SEO-специалисты и веб-аналитики.
И если первая группа, как правило, радостно рапортует руководству о росте посещаемости сайта в х10 раз за сутки, то вторая группа, опираясь на многолетний опыт, относится к подобным скачкам весьма настороженно. Потому что причиной ничем не обусловленного роста трафика на сайт в подавляющем большинстве случаев является его взлом. Если, конечно, накануне не имела место какая-то масштабная рекламная кампания. Например, разместили билборд с адресом сайта в центре города – наблюдаете рост прямых заходов в течение нескольких недель. Закономерно и предсказуемо, всё в порядке. Но что, если не было билборда?
Динамика трафика из поисковых систем – надежный индикатор здоровья сайта. Она зачастую плавно изменяется в ту или иную сторону. Да, график может значительно падать в праздничные дни и выходные – это нормально, пользователи отдыхают и реже что-то ищут в сети. В остальном резкие перепады без причины – повод для беспокойства.
Рекомендуем обратить внимание на раздел географии в инструментах аналитики: из каких стран переходили пользователи? Если вы в Беларуси, доменное имя сайта заканчивается на *.BY, а 9 000 пользователей из 10 000 за последние сутки перешли на ваш сайт из Индии – это проблема. Как они нашли вас в выдаче своей страны, где ищут на хинди?
Или, например, вы фиксируете по метрикам, что на сайт одномоментно вошло большое количество пользователей, которые совершили на нем абсолютно идентичные действия и вышли (можно проверить по вебвизору, если включен). Да, с высокой долей вероятности вас «заказали» конкуренты. Это называется накруткой поведенческих факторов и карается санкциями поисковых систем в отношении вашего сайта.
Вы также можете обнаружить на сайте разделы или страницы на иностранных языках, которых раньше не было в панели администратора. Могут быть заменены тексты, нарушена верстка, присутствовать спамные ссылки на сторонние ресурсы сомнительного содержания (порно, биржи, брокеры, оружие, насилие и пр.)
Таким образом, оптимально, если в штате компании есть человек, имеющий доступ в «админку» сайта, который умеет пользоваться инструментами аналитики и панелями вебмастера, который в курсе текущих рекламных активностей организации и может быстро сопоставлять данные, выявляя вышеописанные аномалии. Такие сотрудники – редкость. Особенно в небольших организациях. Тогда эти задачи мониторинга здоровья ресурса ложатся на плечи подрядчиков – медийных агентств, веб-студий, студий разработки, digital-агентств и пр.